Расшнуровывая музыку
Разговор с Дмитрием Студеным.
Материал подготовила: Наталья Сергеева.
Напечатано: "Арт-город" (С-Пб), 2003
Вернуться на страницу
АВТОРА



С акустикой в России дела обстоят худо. Простора много, заград мало - звук плохо отражается. Лишь о души слушателей. Сейчас все в электричество ударились, звуки потоком по шнурам, как по венам, разносятся.

Средства массовой информации знать не знают акустическую музыку. Передача Широкова на Муз-ТВ в этом плане монополист, изредка акустикой "грешат" другие программы. Радио ударилось в мейнстрим, стало до отвращения коммерческим. На фоне этой серости удивительно, что некоторые музыканты все же вырываются за пределы кухонь и несут свое слово в народ. Как могут и где могут.

Дмитрий Студеный в этом плане пошел, пожалуй, дальше остальных борцов за живое слово. Он, одному ему ведомыми способами и усилиями, ежегодно организовывает акустический некоммерческий фестиваль поэтического рока "ДАЖДЬ". В этом году он будет шестым по счету. Шестая глава.

Этот параграф жизни будут "читать" четыре дня - 20, 21, 23, 24 февраля. Эпиграфом к этому мероприятию станет цитата из Александра Башлачева "Как из золота зерна каждый брал на каравай. Все будет хорошо. Велика казна... Ты только не зевай, бери да раздавай". Этот отрывок выбран не случайно.

Дмитрий, по собственному признанию, всегда уважал СашБаша. По названию одной из песен череповецкого музыканта - "Складень" - озаглавили первый "студеный" фестиваль.

- Тогда стукнуло десять лет со дня смерти Башлачева, - рассказывает об образовании "Даждя" Дмитрий. - Я подумал, что это повод объединиться. К тому времени у меня было достаточно знакомых, которые неплохо играли на акустике и могли бы выступить. Надо было сделать так, чтобы народ узнал своих героев, чтобы возрождались клубы, где играют живую музыку. Мы сделали трехдневный фестиваль (складнем называется складная иконка), созвали музыкантов. Мы - это я и Клещ, у него куча знакомцев…
За эти дни мы отыграли в "Форпосте", "Факеле" и "Перекрестке" - это немногие клубы, где можно на трезвую голову слушать музыку (я всегда настаивал, чтобы площадки для выступлений были отделены от баров). К тому же зал должен быть сидячим, чтобы можно было расслабиться и слушать слова.
Пришло много народу - нас пригласили на радио "Максимум" (не явилась "Агата Кристи" и эфир закрыли нами), благодаря чему публика узнала о нас и пришла на "Складень"…
Для меня русский рок - башлачевский дух. У Александра душа горела, и это было самое завораживающее в его творчестве. Правда, я не согласен с тем путем, который он для себя выбрал… Но он трезво оценивал ситуацию вокруг, говорил, что групп много, а слушать нечего.
На самом деле, есть, кого слушать - нет возможности пробиться, так волей-неволей загибаешься (к примеру, зачем репетировать, если никто не оценит). Нужен стимул. Надеюсь, "Даждь" в этом поможет. Но главное не это, а то, что и как вы хотите выразить. Слово - вторично. Первично то, ради чего оно появляется. Это как в молитве: не надо быть многословным, Бог слышит сердце. Недаром многие музыканты ударились в православие, некоторые даже священниками стали. Сошествие святого духа проявляется и в текстах, и в музыке.
Наш фестиваль - поиск: если появится второй Башлачев, надо, чтоб было, где ему выступить. Надо чтоб люди слушали друг друга. Если вариться в собственном соку, рискуешь остаться в болоте. Музыка - развитие жизни.
Мы ищем людей, которые владеют словом. На каждый фестиваль приглашаются лучшие музыканты с прошлого "Даждя" плюс те, кто появился только в этом году.
Второй фестиваль мы назвали "За жизнь поэтов". Чтоб не умирали: дефицит жизни - не норма!
Следующим стал "Посолонь". Неожиданно прозвучала Светлана Косенко (группа "Третья Мировая весна"), девушка из Башкирии, из деревни Мраковка, как она говорит.
Эксплуатация памяти СашБаша закончилась: строка-посвящение "Памяти Башлачева" убрана. Теперь мероприятие имеет свои главы и называется "Даждь", от слова "дай". Есть такое молитвенное слово…

























Hosted by uCoz