|
||||
Фавор. Так называется новая, восьмая по счёту, глава фестиваля «Даждь». Хочу подробнее раскрыть, как я лично воспринимаю это название, и почему именно – «Фавор». Не знаю, многие ли обращали внимание на девиз последних глав фестиваля «Даждь»: «для тех, кто выбирает Живой Свет». Мне хотелось более конкретного и определённого раскрытия достаточно образного и размытого - «Живой Свет». Я не разделяю распространённого сейчас мнения, что надо «просто играть рок». Это всё равно, что просто жить и просто умереть – просто «коптить небо». А я считаю, что любое творчество, тем более поэтический рок, служит: либо Свету, либо тьме, в зависимости от содержания. Может сам автор и не задумывается над тем чему, кому служит его творчество, но для меня лично очевидна реальность воздействия «мысли изреченной» в песне на окружающую действительность. Недаром говорят, что слово может лечить, а может и обратное. Потому фестиваль «Даждь» изначально пытался находить и развивать светлое, живое, созидательное творчество. Если первые главы фестиваля прошли под девизом: «Для тех, кто ищет свою тропу к Солнцу», то последние главы уже под девизом «для тех, кто выбирает Живой Свет». Разница очевидна: можно искать и не найти, заблудиться и потеряться во тьме. Именно поэтому в творчестве, как и в жизни, я считаю нужно иметь какой-либо определённый ориентир, цель, к которой можно стремиться, в каждый момент жизни выбирая её, не забывая её, то есть, не теряя из виду. Фавор – гора, на которой произошло, описанное в Евангелии, Преображение Господа Иисуса Христа – человечество, в лице трёх избранных апостолов, лицезрело Живой Свет. Апостолы наяву увидели свет Вечной Жизни, и каким может стать в этой Жизни каждый, последовавший за Христом и Им преображённый. Сойдя с Фавора, апостолы отблески этого Живого Света понесли во тьму мира, до конца своего земного служения оставшись неугасимыми светильниками, сохранявшими и источавшими этот Свет. Так и в творчестве, по-моему, можно и нужно искать и обретать Живой Свет, для того чтобы, пребывая в Нём, дарить Его другим, ещё не нашедшим, но стремящимся найти, выбирающим Его. А поскольку творчество неразрывно связано с жизнью, и проистекает из неё, то единственным способом для выбирающих Свет обрести Его, истинный Свет, это – приход к вере и в Церковь (естественно, что я, как православный христианин, имею в виду Православную веру и Церковь). Поскольку Церковь это тоже своеобразный Фавор, маяк в бурном житейском море, помогающий не заблудиться и не утонуть в нём, приводящий к Царству Небесному. И только по мере воцерковления, просвещения Христовым Светом, очищения от мирской пыли, преображаясь, человек (в нашем случае – сочинитель песен) начинает постепенно и в своём творчестве отражать Живой Свет, неся Его во тьму мира (в нашем случае во тьму русского поэтического рока) и отдавая Его другим, способным Его воспринять. Но путь обретения веры, процесс воцерковления для каждого индивидуален, требует преодоления многих внутренних и внешних препятствий и обстоятельств, и занимает порою многолетний отрезок жизни. И фестиваль «Даждь» стремиться привлечь авторов уже ставших на этот путь, пусть находящихся в самом его начале, но уже сделавших свой внутренний выбор в сторону Живого Света. Я уверен, что в творчестве человека непременно отражается этот внутренний выбор, равно как и колебания в верности выбора и измена ему. Хочу ещё раз обратить внимание, что в названии «Даждь» фестиваля не указывается, что он – Православный. Таковым он и не задумывается в дальнейшем. При этом фестиваль активно стремиться развивать светлое направление поэтического рока, основывающееся на православном мировоззрении и христианских ценностях. Главная, революционная для русского рока задача фестиваля «Даждь» - поставить с головы на ноги, вернуть в естественное состояние смысл и содержание творчества. Оно, как я считаю, должно помогать людям выполнять Евангельские заповеди – любить Бога и своих ближних, находить и открывать Красоту, Правду, Любовь и Свет Вечной Жизни, противостоя лжи, злу, тьме мира сего, быть во славу Божью, а не в угоду человекам (обычно, с большими деньгами). На вершине шкалы ценностей должен оказаться Господь Бог и всё, что Его и от Него, а уж ниже всё, что от человеков (большая часть современного нам русского рока, например). Но всё это осуществимо, если, как я уже выше написал, люди, занимающиеся рокопоэтическим творчеством, духовно будут расти и развиваться, выбирая Живой Свет, постоянно стремясь к творческому и человеческому (в христианском понимании) совершенству. И, конечно, я не думаю, что фестиваль «Даждь» это и есть - Фавор, источник Света. Нет, Фавор это – цель, ориентир, чтобы не заблудиться. Самый наглядный и простой для понимания смысла названия 8-й главы феста «Даждь» такой пример: на Соловках есть свой Фавор – невысокая горка с маяком на вершине. Чтобы дойти до неё, нам пришлось долго идти по неглубокому и не топкому, но всё равно болоту, иногда проваливаясь в него по колено. И если бы мы шли, не поднимая глаз от болотной хляби, не глядя вперёд, вдаль, не имея впереди цели нашего пешешествия и ориентира на незнакомой однообразной местности, мы могли бы долго плутать и заплутать в этом болоте, а будь оно по масштабней, пообширней, поглубже да поковарней, так и совсем в нём сгинуть. Тут напрашивается прямая аналогия с нашим творчеством. Оно, кстати, не спасает само по себе от болота, но может служить мостиком к Спасению. В заключении хочу сказать, что надеюсь увидеть на фесте как ищущих свою дорогу к Свету авторов и уже выбирающих Его в своём творчестве, так и уже нашедших и самой жизнью и творчеством подтверждающих свой выбор. Название 8-й главы феста «Даждь», мне кажется, чётко и определённо указывает цель его развития, маяк, к которому наш кораблик-фестиваль внутренне взял твёрдый курс, собирая на своём борту (фестивальных концертах) авторов и слушателей, разделяющих эту высокую и пока такую ещё далёкую цель творческого странствования. Прошу простить за корявое даже не богословие, а попытку изложения почти интуитивных ощущений и трудно выразимых словами мыслей.
3 февраля 2005 года от Рождества Христова.
|