Альбом группы "Беловодье" - "На снегу". Отклики:
Дмитрий Студеный - март 2003 Екатерина Борисова - апрель 2004 Евгений Барсуков - май 2004
Альбом "На снегу" в формате МР3 - можно скачать на сайте группы - http://www.belovodye.ru.Посмотреть большую копию (14Кб)
"Беловодье" - "На снегу" - Евгений Барсуков
Это не статья, не рецензия, не сочинение на тему; это звёздный дождь, фонтан, водопад, вулкан мыслей, чувств, эмоций, впечатлений, открывшийся внутри меня после прослушивания альбома "На снегу" группы "Беловодье". Альбом я слушал уже много раз, впечатления накапливались, накапливались, пока не прорвали творческие запруды.

Этот альбом оставляет ощущение воли, манящей, пьянящей, небывалой волюшки-воли. Стремления к заветной, благословенной вольнице. На протяжении всего альбома это чувство не покидает, не оставляет, не отпускает. Оно то чуть затухает, то вдруг яростно и неистово разгорается с новой силой.

Заметая следы убегал на волю,
Не догнать дурака одного в чистом поле.
Отпускал погулять босоногую душу,
Выворачивал небо мотыльками наружу...

Или:
уходили без оглядки
лесом, полыньёй, оврагом...

Бескрайние русские просторы могут вызвать и грустное, распевное настроение, могут заставить задуматься, посмотреть внутрь себя, а могут вызвать буйный бесшабашный восторг, безудержное ликование: "Эх, разбежались берега на все четыре стороны..."

Альбом открывается трагической фразой:
"Бешеный танец в железном кругу,
Мёртвая птица на белом снегу..."

Птица на снегу - это Башлачёв. Его влияние чувствуется в поэтическом и духовном строе альбома. В болевом пороге, который достигается в голосе, в музыке, в интонациях. Трагедия пронизывает нашу жизнь, но огонёк надежды теплится, колыхаясь в ночи, вера не угасла, ведь "кто-то ещё жив в заброшенных скитах". В темноте всегда брезжит свет, по крайней мере, надежда на свет, и даже этой надеждой можно жить. Трагическое неизбежно переплетается с комическим, грустное с радостным, печальное с весёлым. И трагически погибший Башлачёв пел:
Да что тебе стужа - гони свою душу
Туда, где все окна не внутрь, а наружу.
Пусть время пройдется метлою по телу -
Посмотрим, чего в рукава налетело.
Чего только не нанесло!
Да не спрячешь души беспокойное шило.
Так живи - не тужи, да тяни свою жилу,
Туда, где пирог только с жару и с пылу,
Где каждому, каждому станет светло...

Через надежды и сомнения, тревоги и прозрения, радости и невзгоды, через напряжённые духовные искания, через потери и обретения проторить себе путь, дорожку в вольный и благодатный край свободного творчества, в Беловодье. У каждого оно своё, родное, единственное, но что их всех объединяет - свободное творчество, напряжённое искание и движение всё к новым и новым творческим берегам, расширение духовных и поэтических горизонтов. Хочется привести здесь слова одного из героев замечательного романа Владимира Личутина Скитальцы: "Пусть каждый сам себе построит Беловодье. Не надо шататься по Руси, от пустого шатанья земля меркнет, как старая дева. Так и внушай: стройте Беловодье каждый в своей земле, не искушайтесь чужим счастьем. Своя земля и в горести мила. Душу устраивайте в братней любви, любите всех. Ступай в мир и живи. Светлые души нужны там. Пространна Русь, и есть куда деться. И пусть твоя изба станет оплотом новому Беловодью..."

Пусть "помирали дураками", но "расцветали куполами". Дураками в понимании мира сего. Эту фразу можно соотнести со словами апостола Павла в 1-ом послании к коринфянам: "Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, то будь безумным, чтоб быть мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом; Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых... (потому и "расцветали куполами"). Образ дурня, дурачка, юродивого, блаженного нередко возникает в нашей прозе и поэзии. Ему присуще чистое и невинное, светлое, незамутнённое, искренне, правдивое, нелицемерное сознание, которое сродни сознанию, мироощущению ребёнка (недаром "устами младенца глаголет истина"), потому среди взрослого мира таких людей считают дурачками, юродивыми. Только с таким мироощущением, с таким взглядом на окружающий мир и можно достичь своего творческого Беловодья.

Вообще часто словами нельзя сказать, выразить всего, всех чувств, многое остаётся невыраженным, невысказанным (как у Арсения Тарковского: "Найдёшь и у пророка слово, но лучше слово у немого"). Бывает, что это-то неизъяснимое и есть главное из того, что мы хотели поведать другим людям. Нужно настроить камертоны наших душ на одну тональность, попытаться понять и почувствовать друг друга. Уметь видеть между строк и нот. Также и в альбоме "На снегу" в разудалом крике, задорном возгласе: хэй-я-а-а!.. сжато и ёмко, ясно и просто выражена та самая вольная воля, творческая и духовная, внутренняя свобода, открывшаяся мне в песнях группы "Беловодье". Вслушайтесь повнимательней в этот задорный клич, и вы поймете, о чём я говорю.

Как вы яхту назовёте, так она и поплывёт, говаривал незабвенный капитан Врунгель. Группа не случайно и не зря так называется. Музыка группы - это мостик любви, надежды и веры через пропасть отчаяния и уныния; это духовный кораблик, следуя курсу которого можно расширить свои творческие горизонты, достичь долгожданного Беловодья. Думаю, и для самой группы каждая новая песня, каждый новый альбом будут ещё одним шагом к обретению благословенного и таинственного Беловодья, края неиссякаемого, искреннего и свободного творчества.

"Я приду под утро сильно пьяный, но живой, включу негромко песни БЕЛОВОДЬЯ и станет светло и вольно на душе. Пусть даже чуть взгрустнётся, печаль моя светла и душа моя жива, если ещё способна заболеть где-то выше на лад..."

Комментарий от Студеного: "Очень хороший текст, благодарень Жене, а Максиму желаю выхода из творческого кризиса, в котором он, по моему мнению, в последнее время пребывает, всем остальным - трезвения..."
Наверх

БЕЛОВОДЬЕ "На Снегу" Екатерина Борисова (Fuzz)
Вот кому бы петь каверы Летова!
Макс Липатов (голос, песни и стихи) с легкостью убрал бы всех участвовавших в обоих трибьютах уродов (а с немногочисленными не-уродами был бы на равных). Дело не чрезвычайно похожем вокальном тембре (в данном случае это комплимент) и в достаточно простых, грубоватых местами аранжировках и звуке, а в образе мыслей, поэтическом каноне. Понятно, что не на ровном месте (московский андеграунд подвержен дурному влиянию ГО по боле других городов, хотя в большинстве случаев - с весьма плачевным результатом), но ясное понимание природы истоков и корней БЕЛОВОДЬЯ не оборачивается раздражением и досадой. Может, потому что нет оголтелости, натужного (как было бы у плагиатора) протеста, тупого съема. Нет "сибирского панка", то есть, в его самой примитивно понимаемой ипостаси. Зато есть отчетливый привкус фолка. который создается не только "крестьянскими" распевками девушки Светы и флейтой, но и всем мелодическим строем, некоей общей нефальшивой лиричностью (она, кстати, отсылает еще и к лучшим песням Неумоева, что тоже в русле московской традиции) и... ну, скажем так, подлинностью. Невзирая на, а может, и благодаря источнику вдохновения.
Отдельная радость - саксофоны. Да и вообще альбом хорош. Почетным сибирякам стоит задуматься, а Ермену Анти - подвинуться на пьедестале. Москва, похоже, еще способна удивлять.
Наверх

«Беловодье» - альбом «На снегу». Студеный.
Не являясь музыкально-литературным критиком, хочу лишь поделиться личными частными впечатлениями от альбома гр. «Беловодье». Главная его удача, по-моему, - «живость» и «драйвовость» звучания. Меня, говоря жаргонным языком, по хорошему «пропёрло».

Ещё порадовала цельность и концептуальность альбома, слушается он на одном дыхании, М. Липатову удалось, как художнику, соединить достаточно разнообразный песенный ряд в единое полотно, а название картины одноименно с альбомом.

Как мне кажется, человек на снегу – не только А. Башлачёв, поминальные мотивы по которому звучат на протяжении всего альбома, но и вообще Человек, как образ и подобие. Эта человечность, обращение во глубину себя, так свойственные русской литературной классической традиции и русскому поэтическому року, позволяют мне назвать песни «Беловодья» очень русскими, впитавшими в себя живительные соки земли, на которой мы живём. В творчестве «Беловодья» ощущается «духовное наследие» деятелей «сибирского драйва», но, пожалуй, это наиболее здоровый росток на «поле русских экспериментов».

Вселяет оптимизм дух альбома, атмосфера его иногда хоть и кажется мрачноватой, но ощущение присутствия за этим Большего для меня весьма убедительно. Лично зная Максима Липатова, хочется надеяться, я верно догадываюсь Кто одухотворяет его песни.

И в целом хочу отметить вдохновенность дебютного (насколько мне известно) альбома гр. «Беловодье».

Поскольку большинство песен я слышал в акустике, считаю, что музыканты сумели их не испортить, как часто это бывает в пылу самовыражения, а сыграть ровно настолько хорошо, в меру и в тему, чтобы не мешать услышать Главное. Так что из музыкантов, участвовавших в создании альбома, никого не хочу выделять – все молодцы, а гармоничность звучания слов и музыки, результат сотворчества, лучшая награда за их труды.

Всем рекомендую послушать этот альбом при первой возможности, поскольку считаю его одним из лучших в истории русского рока вообще, произведением духовного искусства уже попавшего в «золотой запас России». По крайней мере, Башлачёву дать послушать альбом «На снегу» гр. «Беловодье» мне было бы не стыдно; и не только СашБашу…
Март 2003 от Рождества Христова
Наверх

Вернуться

Hosted by uCoz