Альбом группы "Беловодье" - "На снегу". Отклики: Дмитрий Студеный - март 2003 Екатерина Борисова - апрель 2004 Евгений Барсуков - май 2004
Это не статья, не рецензия, не сочинение на тему; это звёздный дождь, фонтан, водопад, вулкан мыслей, чувств, эмоций, впечатлений, открывшийся внутри меня после прослушивания альбома "На снегу" группы "Беловодье". Альбом я слушал уже много раз, впечатления накапливались, накапливались, пока не прорвали творческие запруды. Этот альбом оставляет ощущение воли, манящей, пьянящей, небывалой волюшки-воли. Стремления к заветной, благословенной вольнице. На протяжении всего альбома это чувство не покидает, не оставляет, не отпускает. Оно то чуть затухает, то вдруг яростно и неистово разгорается с новой силой. Заметая следы убегал на волю, Или: Бескрайние русские просторы могут вызвать и грустное, распевное настроение, могут заставить задуматься, посмотреть внутрь себя, а могут вызвать буйный бесшабашный восторг, безудержное ликование: "Эх, разбежались берега на все четыре стороны..."
Альбом открывается трагической фразой:
Птица на снегу - это Башлачёв. Его влияние чувствуется в поэтическом и
духовном строе альбома. В болевом пороге, который достигается в голосе, в
музыке, в интонациях. Трагедия пронизывает нашу жизнь, но огонёк надежды
теплится, колыхаясь в ночи, вера не угасла, ведь "кто-то ещё жив в
заброшенных скитах". В темноте всегда брезжит свет, по крайней мере,
надежда на свет, и даже этой надеждой можно жить. Трагическое неизбежно
переплетается с комическим, грустное с радостным, печальное с весёлым. И
трагически погибший Башлачёв пел: Через надежды и сомнения, тревоги и прозрения, радости и невзгоды, через напряжённые духовные искания, через потери и обретения проторить себе путь, дорожку в вольный и благодатный край свободного творчества, в Беловодье. У каждого оно своё, родное, единственное, но что их всех объединяет - свободное творчество, напряжённое искание и движение всё к новым и новым творческим берегам, расширение духовных и поэтических горизонтов. Хочется привести здесь слова одного из героев замечательного романа Владимира Личутина Скитальцы: "Пусть каждый сам себе построит Беловодье. Не надо шататься по Руси, от пустого шатанья земля меркнет, как старая дева. Так и внушай: стройте Беловодье каждый в своей земле, не искушайтесь чужим счастьем. Своя земля и в горести мила. Душу устраивайте в братней любви, любите всех. Ступай в мир и живи. Светлые души нужны там. Пространна Русь, и есть куда деться. И пусть твоя изба станет оплотом новому Беловодью..." Пусть "помирали дураками", но "расцветали куполами". Дураками в понимании мира сего. Эту фразу можно соотнести со словами апостола Павла в 1-ом послании к коринфянам: "Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, то будь безумным, чтоб быть мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом; Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых... (потому и "расцветали куполами"). Образ дурня, дурачка, юродивого, блаженного нередко возникает в нашей прозе и поэзии. Ему присуще чистое и невинное, светлое, незамутнённое, искренне, правдивое, нелицемерное сознание, которое сродни сознанию, мироощущению ребёнка (недаром "устами младенца глаголет истина"), потому среди взрослого мира таких людей считают дурачками, юродивыми. Только с таким мироощущением, с таким взглядом на окружающий мир и можно достичь своего творческого Беловодья. Вообще часто словами нельзя сказать, выразить всего, всех чувств, многое остаётся невыраженным, невысказанным (как у Арсения Тарковского: "Найдёшь и у пророка слово, но лучше слово у немого"). Бывает, что это-то неизъяснимое и есть главное из того, что мы хотели поведать другим людям. Нужно настроить камертоны наших душ на одну тональность, попытаться понять и почувствовать друг друга. Уметь видеть между строк и нот. Также и в альбоме "На снегу" в разудалом крике, задорном возгласе: хэй-я-а-а!.. сжато и ёмко, ясно и просто выражена та самая вольная воля, творческая и духовная, внутренняя свобода, открывшаяся мне в песнях группы "Беловодье". Вслушайтесь повнимательней в этот задорный клич, и вы поймете, о чём я говорю. Как вы яхту назовёте, так она и поплывёт, говаривал незабвенный капитан Врунгель. Группа не случайно и не зря так называется. Музыка группы - это мостик любви, надежды и веры через пропасть отчаяния и уныния; это духовный кораблик, следуя курсу которого можно расширить свои творческие горизонты, достичь долгожданного Беловодья. Думаю, и для самой группы каждая новая песня, каждый новый альбом будут ещё одним шагом к обретению благословенного и таинственного Беловодья, края неиссякаемого, искреннего и свободного творчества. "Я приду под утро сильно пьяный, но живой, включу негромко песни БЕЛОВОДЬЯ и станет светло и вольно на душе. Пусть даже чуть взгрустнётся, печаль моя светла и душа моя жива, если ещё способна заболеть где-то выше на лад..."
Комментарий от Студеного: "Очень хороший текст, благодарень Жене, а Максиму желаю выхода из творческого кризиса, в котором он, по моему мнению, в последнее время пребывает, всем остальным - трезвения..."
БЕЛОВОДЬЕ "На Снегу" Екатерина Борисова (Fuzz)
«Беловодье» - альбом «На снегу». Студеный.
Ещё порадовала цельность и концептуальность альбома, слушается он на одном дыхании, М. Липатову удалось, как художнику, соединить достаточно разнообразный песенный ряд в единое полотно, а название картины одноименно с альбомом. Как мне кажется, человек на снегу – не только А. Башлачёв, поминальные мотивы по которому звучат на протяжении всего альбома, но и вообще Человек, как образ и подобие. Эта человечность, обращение во глубину себя, так свойственные русской литературной классической традиции и русскому поэтическому року, позволяют мне назвать песни «Беловодья» очень русскими, впитавшими в себя живительные соки земли, на которой мы живём. В творчестве «Беловодья» ощущается «духовное наследие» деятелей «сибирского драйва», но, пожалуй, это наиболее здоровый росток на «поле русских экспериментов». Вселяет оптимизм дух альбома, атмосфера его иногда хоть и кажется мрачноватой, но ощущение присутствия за этим Большего для меня весьма убедительно. Лично зная Максима Липатова, хочется надеяться, я верно догадываюсь Кто одухотворяет его песни. И в целом хочу отметить вдохновенность дебютного (насколько мне известно) альбома гр. «Беловодье». Поскольку большинство песен я слышал в акустике, считаю, что музыканты сумели их не испортить, как часто это бывает в пылу самовыражения, а сыграть ровно настолько хорошо, в меру и в тему, чтобы не мешать услышать Главное. Так что из музыкантов, участвовавших в создании альбома, никого не хочу выделять – все молодцы, а гармоничность звучания слов и музыки, результат сотворчества, лучшая награда за их труды.
Всем рекомендую послушать этот альбом при первой возможности, поскольку считаю его одним из лучших в истории русского рока вообще, произведением духовного искусства уже попавшего в «золотой запас России». По крайней мере, Башлачёву дать послушать альбом «На снегу» гр. «Беловодье» мне было бы не стыдно; и не только СашБашу… | |||